Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Калипсо — старинный хип-хоп с Тринидада и Тобаго

Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Калипсо — старинный хип-хоп с Тринидада и Тобаго

Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Калипсо — старинный хип-хоп с Тринидада и Тобаго

Калипсо - афро-карибская музыка, которая берет свое начало в Тринидаде и Тобаго. Именно сюда переехали французские плантаторы со своими рабами во время Французской революции. Испанцы также сделали много для того, чтобы заманить поселенцев на остров, в том числе освободили иммигрантов от налогов в течение десяти лет и раздали земельные гранты. К 1789-му году население Тринидада подскочили до пятнадцати тысяч человек, в то время как в 1777-м году на острове проживало не более тысячи четыреста человек. Разумеется, Французская революция оказала огромное влияние и на культуру Тринидада. Например, французы привезли с собой карнавал, а их цветные наемные работники и рабы, которые не могли принять участие в нем, создали свой собственный праздник, который назывался Канбоулэй (от французского «cannes brulées», что означает «сожженная трость»). Именно это торжество стало предшественником карнавала на Тринидаде и Тобаго, кроме того оно сыграло важную роль в развитии музыки островов.

В 1797-м году Тринидад стал британской колонией, но франко-говорящее население осталось. К этому моменту музыка калипсо почти полностью сформировалось. Считается, что она начала зарождаться еще в семнадцатом веке, когда на этот карибский остров приехали африканские рабы, которые должны были работать на плантациях сахарного тростника. Ритмы калипсо могут быть прослежены в западноафриканских песнях каисо, которые были распространены среди чернокожих невольников Вест-Индии в 1600-х годах. Дело в том, что рабы, привезенные трудиться на плантациях сахарного тростника, были лишены своих корней, родины, а также семьи, более того, им даже не разрешали разговаривать друг с другом. Поэтому они вынуждены были использовать музыку калипсо для того, чтобы незаметно насмехаться над хозяевами и общаться друг с другом. Многие ранние песни калипсо исполнялись на французском языке так называемыми грийотами (африканские барды и рассказчики). Затем появились калипсониане — певцы, исполняющие исключительно калипсо.

Историки считают, что традиции калипсониан берут начало в конце восемнадцатого века. Однако современный вид калипсо был сформирован в начале девятнадцатого века, в нем прослеживается слияние разнородных элементов, начиная от маскарадных песен, французского креольского фольклора и африканских мотивов. Раннее развитие калипсо было тесно связано с проведением праздников среди рабов Тринидада, на которых в качестве музыкальных инструментов использовались в основном барабаны. Под калипсо также устраивались танцевальные шествия.  Несмотря на то, что африканская ударная музыка была запрещена вплоть до 1881-го года, в ответ на беспорядки, которые стали регулярным явлением на Канбоулэй, она продолжала процветать. Дело в том, что чернокожие часто использовали бамбуковые палки, которыми били в барабаны, не по назначению. В 1937-м году ударные инструменты вновь были разрешены, но к тому времени в их качестве использовалось все, что попадалось под руку — сковородки, крышки от банок и бочек, и даже кастрюли. Именно поэтому сегодня у калипсо столь необычное звучание. В 1941-м году ВМС США прибыли в Тринидад, музыка, исполненная на сковородках стала популярной среди солдат, которые и распространили ее во всем остальном мире.

Однако первая песня в музыкальном жанре калипсо была записана задолго до того. В 1912-м году «Lovey's String Band» исполнили ее во время посещения Нью-Йорка. В 1914-м году была сделана вторая запись калипсо, на этот раз в Тринидаде. Один из чернокожих исполнителей, Джулиан Вайтроус, более известный как «The Iron Duke» из-за того, что он также являлся известным борцом на палках, сыграл запоминающуюся мелодию килипсо. В этом музыкальном жанре работали также Жюль Симс, который был приверженцем калипсо всю жизнь. Большинство из этих композиций были записаны до Первой Мировой Войны. Возможно, из-за ограничений военного времени, до нашего времени не дошло ни одной пластинки сделанной в 1920-х и начале 1930-х годов, а ведь именно это время считается  "золотой эрой" калипсо, в этот период оттачивался стиль, форма, и фразировка музыки. Более того, калипсо превратилась в пути распространения новостей среди бедного населения Тринидада, кому были недоступны газеты и радио. Однако содержание каждой песни волновало и политиков, журналистов и общественных деятелей, ведь именно с помощью калипсо можно было узнать то, о чем думает простой народ. Калипсониане раздвинули границы свободы слова, в их текстах могли обсуждаться любые темы, имеющие отношение к жизни острова, например, зачастую в них рассказывалось о политической коррупции. В конце концов британское правление ужесточило цензуру и полиция начала проверять песни на наличие «опасного содержимого».

Однако, даже с таким уровнем цензуры, калипсо продолжал расширять свои границы с помощью различных способов ускользнуть от внимательных глаз редакторов. Часто использовался двойной смысл, например, исполнители пели о гитлеровской Германии, и тем не менее умудрялись проводить параллели с политикой Великобритании на Тринидаде. Секс, скандал, сплетни, инсинуации, политика, местные новости, бравада и оскорбления других калипсониан были основной «повесткой дня» в классических песнях калипсо, как это происходит сегодня с классическим хип-хопом. И так же, как хип-хоп сегодня, в сороковых эта музыка вызвала шок и возмущение в моральных слоях общества. Бесчисленные записи в этом музыкальном стиле были сброшены в море во имя цензуры, хотя на самом деле, жители Тринидада считают, что это сделали конкурирующие американские компании, которые не могли продать своих исполнителей.

Значительную роль в распространении калипсо сыграл предприниматель по имени Эдуардо Гомес. Португалец по происхождению, он услышал эту необычную карибскую музыку в порту Испании, ему так понравился калипсо, что он начал оказывать финансовую поддержку местным исполнителям. В марте 1934-го года он спонсировал поездку в Нью-Йорк сразу двух певцов — Юбера Рафаэля Чарльза, который более известен под псевдонимом Roaring Lion и Аттилу. Успешно записав свои песни они стали первыми калипсонианами, добившимися успеха за рубежом. Их имена были хорошо знакомы не только жителям Вест-Индии, но и американцам. Еще один выдающийся исполнитель калипсо - Lord Invader, после недолгого пребывания в Нью-Йорке он стал участником крупного юридического скандала связанного с нарушением авторских прав на песню "Ром и Кока-Кола", в котором также был замешан Эндрю Систерс. После того, как дело было закрыто, Lord Invader начал свое сотрудничество с Уилмотом Гудини, в итоге он стал одним из самых известных калипсониан в США. Помимо всего прочего, ранние формы калипсо находились под серьезным влиянием джаза, например, огромный вклад в развитие этого музыкального жанра внес Санс Хуманита. Именно он стал первым импровизатором в калипсо.

Всемирно известные калипсониане начали появляться в конце 1930-х. Как уже было сказано ранее, Аттила, Roaring Lion и Lord Invader были первым, затем появился Лорд Китчене , один из самых «долгоиграющих» звезд в истории калипсо. Продажи его пластинок били все рекорды вплоть до смерти музыканта в 2000-м году. В 1944-м году "Ром и Кока-Кола", кавер-версия композиции  Lord Invader, записанная Эндрю Систерсом, стала американским хитом, несмотря на то, что ее темой была проституция, инфляция и другие негативные последствия присутствия американских военных в Тринидаде в то время. Возможно, огромного успеха музыка калипсо добилась потому что она сформировалась, как протест против авторитарного правления, а это актуально в любое время.

Вскоре коммерческий вариант калипсо стали исполнять ямайские певцы. Один из самых известных Гарри Белафонте с его альбомом, который так и назвался «Калипсо». В 1956-м году было продано более миллиона копий. Успех этого альбома вдохновил сотни фолк-исполнителей, которые играли американскую народную музыку. В 1956-м году также увидел свет международный хит "Jean and Dinah", записанный Mighty Sparrow. Эта песня тоже являлась достаточно открытым и ярким протестом, выраженным против распространенной проституции, она описывала отчаяние проституток после закрытия военно-морской базы США в Чагуарамас на Тринидаде. Интересно, что в бродвейской музыкальной постановке «Ямайка», которая проходила в 1957-м году, Гарольд Арлен и Ип Харбург ловко пародировали коммерческий стиль калипсо Белафонте. Более того, этот музыкальный стиль несколько раз упоминался в голливудских фильмах. Среди них «Острова на солнце», «Калипсо Джо», «Горячая волна калипсо» и «Девушка следует за ритмами калипсо». В 1957-м году Роберт Митчем выпустил альбом «Calypso...Is Like So» эта пластинка отличалась не только прекрасным для тех времен звуком, но она также смогла великолепно продемонстрировать дух и тонкости жанра.

Через десять лет музыка калипсо облетела весь мир. Например, Нити Канагаратнам с Шри-Ланки исполнял песни этого жанра на тамильском языке. К слову, именно калипсо принес ему успех, впоследствии он даже стал известен как «Отец тамильской популярной музыки». Французский пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр выпустил альбом «Ожидание Кусто» в 1990-м году. На нем можно услышать четыре трека: «Calypso», «Calypso part 2», «Calypso part 3 Fin de Siècle» и «Waiting for Cousteau». Все они записывались при участии «Amocco Renegades» - традиционной группы барабанщиков из Тринидада и Тобаго. Другой непродолжительный всплеск интереса к музыке калипсо был вызван, когда Тим Бертон включил песню Белафонте  "Jump In The Line" в основной  саундтрек к фильму «Битлджус».

В 1970-х популярность этого музыкального стиля уменьшилась во всем мире, в том числе и в странах Карибского бассейна. Впрочем, калипсо смог сильно повлиять на жанры, которые пользуются спросом до сих пор. Например, основные элементы хип-хопа — соперничество, едкие комментарии и политическая ориентированность были присущи музыке с Тринидада еще в 1800-х годах. Более того, когда «Rock Steady» сделали регги музыкой национального и даже международного черного сопротивления, они взяли за пример калипсо. Сам калипсо, попав на Ямайку стал более мирным. И хотя сегодня популярность этой музыки уже не та, что была раньше, многие исполнители продолжают заимствовать ее элементы для своего творчества.


Количество показов: 2052
Автор:  Светлана Баранова

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

3
3

19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9173211
1105

Hosts
2593246
505

Visitors
2760407
763
1