Северная Америка/ Мексика/ Заповедник Куатросьенегас — филиал Марса на Земле

Куатросьенегас – небольшой город в северном мексиканском штате Коауила с населением всего в двенадцать с небольшим тысяч человек. Он находится на высоте семьсот сорок метров над уровнем моря, в одном из самых пустынных регионов страны, который называется Десиерто. Интересно, что «Cuatro Cienegas» с испанского языка переводится, как "четыре болота ". Дело в том, что первые поселенцы выбрали это место из-за обилия природных источников в окрестностях, которые создавали обширные водно-болотные угодья и озера, окруженные песчаными дюнами и высокими горами. Этот уникальный пейзаж сохраняется до сих пор, идиллические оттенки зеленого, бирюзового и синего, множество видов животных и растений, которые не встречаются больше нигде на нашей планете, объединяются, чтобы сделать долину Куатросьенегас настоящим чудом природной красотой. Именно поэтому этим землям присвоен статус мексиканского биологического резерва, сегодня они строжайше охраняются законом.

Ежегодно Куатросьенегас привлекает множество туристов с самых разных концов света. Приезжают сюда и ученые. На фоне суровых гор, долина выглядит, как уникальный оазис в пустыне Чиуауа, в котором можно увидеть редчайшие колонии водорослей,изучение которых, быть может, ответит на вопрос о происхождении жизни на нашей голубой планете. Куатросьенегас включает в себя сеть из более чем двухсот прудов, или «позас», как называют их местные жители. Все водоемы соединены подземными реками и питаются источниками, воды которых смогли проникнуть сквозь пустыню. Позас Азул является одним из самых красивых голубых водоемов в долине, он также служит домом для многих обитателей заповедника, не говоря уже о нескольких очень редких, полу-водных черепахах, которые живут только в этой крошечной части мира и нигде больше.

Природные бассейны Куатросьенегас очень чисты, можно прекрасно увидеть все, что происходит на глубине четырех метров. Однако глубина некоторых водоемов достигает двадцати метров. Обычно вода в позас очень теплая, она нагрета жарким мексиканским солнцем и все-таки встречаются места с холодной водой, преимущественно там, где бьют подземные источники. Их струи, смешиваясь с крошечными кусочками гальки и остатками хитинового покрова ракообразных, вызывают настоящие воронки, которые прекрасно видны на поверхности воды. В долине обитают десятки видов животных и растений, уникальные даже для этой благодатной среды. В бесчисленных лагунах Куатросьенегас можно встретить скорпионов, змей, рыб цихлид и ядовитых лягушек, здесь растут эндемичные травы, цветы лилии и кустарники. В целом в заповеднике можно увидеть около ста пятидесяти видов различных растений и животных, многие из которых являются эндемичными, в том числе около тридцати водных видов, только восемь из которых — рыбы.

За свое биоразнообразие Куатросьенегас снискал славу «Галапагос Мексики» и «Пустынного аквариума». Посетителям заповедника разрешается купаться и плавать в некоторых бассейнах, но категорически запрещено использовать лосьоны для загара, гели для волос и любые другие химические вещества, которые могут нанести вред не только рыбе, но и самым маленьким обитателям Куатросьенегас. В позас живут строматолиты, колонии цианобактерии, которые вымерли в большинстве других частей нашей планеты. Как полагают ученые они связаны с происхождением нашей атмосферы, насыщенной кислородом более трех миллиардов лет назад. В водоемах долины живет также крошечный рачок «Leptocaris stromatolicolus», населяющий пустоты строматолитов и донных отложений в солевых бассейнов.

Некоторые бассейны в Куатросьенегас обладают олиготрофной средой с небольшими примесями фосфатов. Это создает великолепные условия для одного из местных видов бактерий, «Bacillus coahuilensis», интересно что она обладает особенностью частичной замены ее мембраны с фосфолипидов на сульфолипиды через горизонтальный перенос генов, которая еще очень мало изучена. Кроме них, в  Куатросьенегас живет великое множество других микроскопических организмов, которые невероятно важны для нашего понимания жизни на планете Земля.

Однако мексиканская долина представляет интерес не только для микробиологов, недавно на  Куатросьенегас обратило свое внимание и НАСА."Заповедник чрезвычайно похож на Марс. Причем это не столько рельеф, сколько условия жизни в которых обитают местные организмы" - объясняет Валерия Соуза, эволюционный эколог из Национального автономного университета Мексики (UNAM). Ученая утверждает, что серосодержащие компоненты из магмы и минералов  моря (карбонаты и молекулы магния) сформировали уникальную среду. В случае бассейнов Куатросьенегас, магма под морским дном была очень активной. На самом деле, это позволило произойти континентальному смещению во время юрского периода. В случае с Марсом, ученые не смогли подтвердить тектонических движений в коре, но они считают, что похожая среда была сформирована когда в примитивное море планеты врезался крупный метеорит. Тот факт, что при зондировании кратера Гейла был обнаружен гипс показывает, что на Марсе присутствовали минеральные воды и сера, которая и могла стать результатом падения метеорита. Но это пока все догадки, кроме Куатросьенегас очень тяжело найти еще одно место на нашей планете, которое было бы похоже на марсианскую среду. Это еще раз подчеркивает важность сохранения долины. Сегодня в Куатросьенегас работают астробиологи, пытающиеся понять, как функционируют уникальные бактериальные сообщества. "Этот оазис в центре пустыни является настоящей машиной времени для организмов, которые превратили нашу планету в то, чем она является сейчас. И это невероятно, что они еще не вымерли, как им удалось это сделать мы попытаемся выявить путем изучения их генов", говорит Соуза.

Команда ученых проанализировала "метагеном", в геноме различных бактериальных сообществ, которые размножаются в болотах Куатросьенегас, адаптируясь под среду с малым количеством питательных веществ. Результаты были опубликованы в журнале "Астробиология". В журнале отражено существование двух общин микроорганизмов в различных карьерах. Одним из них является «зеленое» сообщество, образованное цианобактериями и протеобактериями, которые прекрасно приспособились к недостатку азота. Другое «красное» сообщество состоит из «Pseudomonas» и других микроорганизмов, которые живут за счет фосфора. "Понимание использования и эксплуатации связей фосфора необходимо для понимания того, что может произойти при самых экстремальных ситуациях, в результате которых на Земле появится такая же среда, как и на других планетах, где существует серьезное ограничение многих питательных веществ" - объясняет Луис Давид Алькарас, мексиканский ученый, участвующих в исследовании, проведенном в Высшем Центре Изучения Общественного Здравоохранения Валенсии, Испания.

Проект по изучению микроорганизмов Куатросьенегас пользуется поддержкой фонда Карлоса в Мексике, а также технологическими инновациями научно-исследовательского проекта UNAM. Он также получила поддержку со стороны Национального научного фонда (NSF) США и НАСА, которая занимается изучением Куатросьенегас более десяти лет. Флора и фауна области, являющейся охраняемой территорией, защищены законом, но ученые и природоохранные группы обеспокоены тем, что в последнее время водоемы долины начинают высыхать. "Бактериальные сообщества пережили все катаклизмы, которые случались с нашей планетой, например, вымирание динозавров, а также и большинства морских существ. Но, единственное, для чего они не могут быть приспособлены это отсутствие воды" - предупреждает Соуза. Так, что для изучения Куатросьенегас, возможно, осталось не так уж много времени.

Ученые, работающие в бассейне и некоторые местные жители утверждают, что наблюдают значительное понижение уровня воды в болотах и бассейнах долины в последние годы, хотя эти изменения до сих пор и не были хорошо описаны в научной литературе. Некоторые видят причину внезапного высыхания в изменении климата, другие приписывают ему колоссальное увеличение масштабов сельского хозяйства в соседних долинах в течение последних двух десятилетий. Все та же, Валерия Соуза, которая является профессором экологии, на основе генетического изучения микроорганизмов Куатросьенегас обнаружила, что водоносная система долины простирается далеко за пределы заповедника и включает в себя соседние районы. Она опубликовала результаты своих исследований в собрании трудов Национальной академии наук в апреле 2006-го года. Что касается источника высыхания, она пишет: "Как и в ситуации, все чаще происходящей в различных засушливых регионах мира, развитие сельского хозяйства и связанная с ним добыча воды в регионе, возымели огромное влияние на экологическую целостность уникальной экосистемы Куатросьенегас».

Исследования гидрогеолога Брэда Волавера в университете штата Техас в Остине, а также в  университете Флиндерс, тоже нашли доказательства тому, что водоносная система подземных источников выходит далеко за пределы бассейнов Куатросьенегас и простирается на многие квадратные километры, таким образом, потенциальное влияние оказывает и добыча воды для сельскохозяйственных нужд в других долинах. Но как справится с этой ситуацией ученые до сих пор не выяснили. Если на высыхание природных бассейнов Куатросьенегас действительно влияют соседние районы, то уникальные микроорганизмы долины в ближайшем будущем, скорее всего, вымрут. Ведь развитие сельского хозяйства сразу в половине Мексики остановить невозможно. А пока бережно охраняемый природный резервов продолжает удивлять спокойной и кристально чистой гладью воды, являющейся домом для многих живых существ, по крайней мере, на время. Мы можем только надеяться на то, что отдаленная биосфера пустыни Куатросьенегас будет продолжать поражать людей, а также оставаться почвой для многих научных исследований еще многие годы и, что постоянный и большой поток эко-туристов не станет потенциально опасной угрозой для уникальной среды заповедника.

Количество показов: 3370