Центральная Америка/ Гватемала/ Максимон — индейский святой-грешник

Центральная Америка/ Гватемала/ Максимон — индейский святой-грешник

Центральная Америка/ Гватемала/ Максимон — индейский святой-грешник

Максимон, часто его имя произносится как Макшимон, является народным святым, которому поклоняются многие народы майянской группы, проживающие в высокогорных районах западной Гватемалы. Как ни странно, этого святого почитают еще и в австралийском Мельбурне, а известен он и вовсе на весь мир. Ведь такой колоритный образ, как Максимон, нужно еще поискать. Этот святой курит табак, пьет алкоголь и не гнушается практически никаких земных радостей. Вот почему истинные католики называют его демоном, а для гватемальских крестьян он покровитель и заступник, ведь кто еще так хорошо поймет их грехи.

Ученые до сих пор не уверены откуда же появился образ Максимона. Но самая распространенная версия — это слияние майянских религиозных традиций и католицизма. Прообраз святого уходит в доколумбовы времена. В мифологии майя существовал персонаж по имени Мам. По сути этим словом обозначали всех горных духов, которых очень уважали и боялись. Когда в Гватемалу пришли испанцы и начали распространять католическую веру, в сознании индейцев произошло слияние европейских и языческих святых. Так появился Максимон. Даже его имя сложено из имен святого Симона и слова «макс», которое на языке мама(язык майянской группы) обозначало «табак». Сколько бы ни питались искоренить католические священники новый культ им это так до конца и не удалось. В итоге в индейских деревушках, стоящих на склонах вулканов и гор до сих пор почитают Максимона. Особенно культ этого святого распространен на берегах великолепного озера Атитлан.

Впрочем у самих индейцев своя точка зрения на то, как появился Максимон. Легенда гласит, что однажды, когда все мужчины деревни ушли работать в поля и охотится, Максимон совратил всех  женщин. Когда мужчины вернулись, они застали своих жен в объятиях неизвестного и пришли в великую ярость. Они отрезали Максимону  руки и ноги (вот почему большинство чучел Максимона короткие и часто без оружия). Каким-то образом он воскрес и стал богом, возможно, потому что его мужская сила имела божественное начало. Согласитесь, довольно странная история для святого, однако индейскому народу, видимо, такие легенды ближе, чем сказания о чудесных исцелениях и  самопожертвовании, коими изобилует христианство. Позже, с появлением в Гватемале католицизма, Максимона стали часто подменять образом Иуды Искариот, особенно это ярко выражалось в карнавале на Страстной неделе. Это еще одна причина по которой католическая церковь не любит Максимона.

В двадцатом веке образ этого святого стал более современным. На картинках того времени, которые иногда даже похожи на фотографии, сидит человек больше напоминающий какого-то индейского революционера - усатый мужчина одет в черный костюм, красный галстук, белую рубашку и широкополую шляпе. В правой руке он держит флаг, а левой рукой придерживает мешок с деньгами, который стоит у него на коленях. Вот такой многоликий образ у этого святого. Максимон до сих пор ассоциируется у индейцев с ярко выраженной мужской сексуальностью, а следовательно и с плодородием. Поэтому праздник Максимона приходится на начало сезона дождей. Кроме того, его нередко называют "святым игроков и пьяниц". Считается, что Максион приносит богатство и мирской успех для тех, кто почитает его.

Несмотря на враждебное отношение католической церкви, которая до сих пор идентифицирует этого гватемальского святого с Иудой Искариота, во многих индейских деревнях Максимону по-прежнему открыто поклоняются. Его изображения и небольшие чучела можно увидеть почти в каждом доме. Ему принято подносить дары в виде табака, алкоголя, тропических ягод и, как ни странно, Coca Cola.  Индейцы, поклоняющиеся Максимону, также изготавливают благовония и духи посвященные ему, они имеют аромат цветов апельсина или смешанных запахов цитрусовых из лимонной травы, цитронеллы, и сладкого апельсина. На праздник, чучело святого проносят на лошади, которую имитирует несколько людей. Апогеем церемонии является подношение даров в виде зажженных сигар. После этого чучело подвешивают на дереве или переносят в дом, где оно будет жить до следующего праздника.

Среди самых ярых почитателей культа, жители небольшого городка Сантяго-Атитлана, который расположен на берегу озера Атитлан. Они считают, что истинное чучело Максимона, достойное поклонения, находится только у них в городе. Каждый год оно перемещается в из дома в дом во время праздничной процессии в Страстную неделю. В своем временном пристанище святой находится ровно год, до следующей церемонии. С Максимоном постоянно путешествуют два человека, которые держат храм в порядке и передают чучелу просьбы от посетителей. Верующие приносят святому деньги, духи и сигары, для того чтобы задобрить его и получить в обмен хорошее здоровье (особенно мужскую силу), большие урожаи или помощь в браке. Чучело всегда держит зажженную сигару во рту, которая вставляется в специальное отверстие, через него же обслуживающий персонал  поит и кормит Максимона.

Чучела Максимона, как правило, одеты в европейском стиле восемнадцатого века, что опять же указывает на то, что некоторые черты этот святой все же получил из католицизма. Хотя в костюм чаще всего добавлены многочисленные местные вариации. В Сантьяго-Атитлане на его голове традиционная шляпа, а тело покрыто пончо, кроме того чучело украшено многими красочными гирляндами, а в Зуниле (где этот святой известен под именем Сан Симон), у него гораздо более пугающий стиль - его лица не видно из-за массивных темных очков и черной банданы.

Интересно, что почитатели Максимона относятся к нему не как к доброжелательному божеству, а как к некого рода хулигану, гнев которого очень не хочется испытать на себе. Кроме того, индейцы уверены, что этот святой - связующее звено между майянскими богами Шибальбой (главой подземного мира) и Битоле (главой небес). Максимон очень близок жителям Гватемалы, ведь его пристрастия - алкоголь и сигареты наделяют его качествами простого смертного, что очень и очень сильно отличает Максимона от аскетических идеалов христианских святых. Примечательно и то, что поклоняющиеся ему верят, что быстрее всего Максимон услышит молитвы о мести, или успехе за счет других людей. Словом, характер у этого святого вовсе не ангельский.

Но и сходства с более привычными нам христианскими святыми у Максимона все-таки есть. Например, в храме, в котором находится чучело, всегда горит ладанка, а специальные люди поют что-то вроде церковного гимна. Только в качестве аккомпанемента они используют не орган, а гитару. Также в святилище максимона можно часто увидеть статуэтку Иисуса Христа и нескольких католических святых. Правда, на этом все сходства и заканчиваются. Многие туристы, которым удалось увидеть воочию чучело Максимона, замечают, что у этого деревянного истукана несколько надменное и даже сердитое выражение лица, что конечно же не может ассоциироваться со святыми христианской религии. Кроме того, в храме постоянно разбросаны бутылки из-под спиртного и валяются окурки сигар. В общем, туристы, попавшие впервые в святилище Максимона, довольно сильно шокированы. Однако, к чести индейцев стоит отметить, что они как могут пытаются украсить храм. С потолка свисают метры цветной бумаги различных форм и размеров, атласные ленты, бисер, фрукты (бананы, манго). Стены обычно украшены росписью на местные мотивы.

Также святилище Максимона прекрасно могут характеризовать люди, которые находятся там. Помимо двух людей, ухаживающих за чучелом, в храме нередко можно встретить пришедших попросить у святого благословения. Интересно, что в святилище не возбраняется выпить, на то он и Максимон, чтобы прощать смертным их маленькие слабости. Кстати брать алкоголь в храм самому не разрешается — там стоят специальные столы за которыми посетители могут угостится несколькими напитками на выбор за вполне умеренную плату. После аудиенции у чучела люди принимаются радостно отмечать успешное посещение святыни уже в полную силу. Нередко на пороге храма можно встретить вдрызг пьяных, распевающих народные песни на цутухиль (язык майянской группы, распространенный на озере Атитлан). Однако местные не обижаются на этих людей. Они понимают, что у них есть повод выпить, ведь они посетили чучело самого Максимона, по такому поводу не только «принять на грудь», но и спеть благодарственную песню не возбраняется.

Совсем недавно, чучело Максимона было привезено из Сантьяго-Атитлан в Мельбурн, Австралия. Оно переехало туда вместе со своими верными помощниками. Максимон на целый год поселился в храме под названием «Дом Максимон», который был построен специально в честь божества. Еще одно популярное чучело святого можно увидеть в Сан Андреас Ксесул, что недалеко от Кетсальтенанго, Гватемала. Также как чучело из Сантьяго-Атитлан, оно  переезжает из дома в дом каждый год. Сейчас тамошний Максимон живет в небольшой церкви. Правда, у жителей Сан Андреаса, похоже, оказалось лучше развита предпринимательская жилка. Так, в феврале 2009-го года в качестве храма для святого был выбран склад, который располагался за продуктовым магазином и кондитерским цехом. Туда было так просто не пробраться и желающим посетить святого надо было прежде заплатить. Зато обслуживающий персонал попытался порадовать верующих, поместив в чучело чип от музыкальной новогодней открытки. Поэтому всех посетителей в благодарность за подношения озаряли звуки рождественской мелодии. И никого не смущало, что эту же музыку крутили местные кафе и бары.

Интересным аспектом пребывания чучела Максимона в городе Сантьяго-Атитлан является то, что каждый раз во время Страстной недели оно освящает воду, которая, как верят местные жители, приносит удачу и приманивает клиентов. В качестве основы для святой воды берется обычная вода из-под крана, зато торговцы и управляющие магазинов стоят за ней в очереди целый год и покупают ее за круглую сумму. Согласно поверьям, если облить этой самой водой порог магазина ни один покупатель не покинет его без покупки. Словом, имя Максимона всегда ассоциируется с чем то близким обычным смертным, будь то прелюбодеяние, алкоголь или денежная прибыль. Но наверное в этом и заключается вся самобытность этого индейского святого.


Количество показов: 4366
Автор:  Cветлана Баранова

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9174668
262

Hosts
2593847
109

Visitors
2761285
157
1