Южная Америка/ Бразилия/ Парагвай/ Кадивеу – народ всадников

Южная Америка/ Бразилия/ Парагвай/ Кадивеу – народ всадников

Южная Америка/ Бразилия/ Парагвай/ Кадивеу – народ всадников

Индейцы кадивеу, известные как «конные индейцы» благодаря их отличным навыкам верховой езды, сохранили в своих ритуалах, мифологии, искусстве память о жизни общества, разделенного на хозяев и пленников. Будучи воинами, индейцы кадивеу сражались на стороне Бразилии в Парагвайской войне. По их словам, именно это событие привело к признанию их земельной собственности.

Кадивеу, индейцы-всадники, являются членами единственного сохранившегося до сего дня ответвления группы мбайа, ветви гуайкуру. Они сохранили память о славном прошлом. Их организованное сообщество, с элитой знати на вершине его и пленными в самом низу, жило за счет войн и дани от соседних племен. По сути, само продолжение рода индейцев кадивеу зависело от их соседей, поскольку женщины кадивеу не рожали детей или же оставляли в живых лишь одного (такова была ситуация в период, предшествовавший закату их изобильной жизни). Эти женщины наносили на свои тела и лица рисунки, состоящие из геометрических орнаментов. Антрополог Клод Леви-Стросс считал эти рисунки типичными для иерархических сообществ. Орнаменты на телах и лицах впечатляли богатством узоров и количеством деталей. В богатой коллекции, собранной Дарси Рибейру и опубликованной в книге, посвященной индейцам кадивеу, собрано множество образцов таких рисунков.

Те, кого захватывали в плен во время военных действий, особенно женщины и дети, становились частью сообщества. Они входили в особую категорию gootagi («наши пленники» на языке индейцев кадивеу). Индейцы гуайкуру-мбайя захватывали пленников из различных индейских племен. Основным источником был народ шамакоко, населявший земли Парагвая. Кроме того, индейцы кадивеу захватывали и белых – португальцев, испанцев, бразильцев и парагвайцев. О такой практике сохранились свидетельства в исторических документах и в памяти самих индейцев кадивеу.  

Индейцы мбайя вступали и во взаимоотношения иного рода, которые они поддерживали с терена (подгруппой, позже названной гуана или тшане), чье общество также делилось на пласты или сословия. Индейцы мбайя допускали заключение браков между представителями своей знати и женщинами терена, также из высшего слоя. Таким образом, индейцы мбайя получали доступ к трудовым ресурсам терена и плодам их труда (в первую очередь, к сельскохозяйственной продукции).   

Во время Парагвайской войны индейцы кадивеу решили выбрать сторону Бразилии. Оказанная ими поддержка впоследствии явилась основой для признания их земель, хотя и по сей день права индейцев кадивеу на владение собственной землей не гарантированы должным образом.

Адаптация стиля «кантри» в одежде современными мужчинами кадивеу отражает их уклад жизни, основанный на разведении скота и использовании лошадей. Следует отметить, что в прошлом стада их были больше.

Язык

Язык индейцев кадивеу принадлежит языковой семье гуайкуру, которая включает в себя также языки прочих народов, населяющих Чако, в том числе тоба (Парагвай и Аргентина), эмок, или тоба-мири (Парагвай), мокови (Аргентина), абипон и пайагана (ныне вымершие народы). Индейцы кадивеу являются самым северным народом среди представителей этой языковой семьи и единственным, проживающим к востоку от реки Парагвай, в Бразилии. Некоторые старики и дети говорят исключительно на языке кадивеу, однако большинство также хорошо владеет португальским. В речи мужчин и женщин кадивеу существует множество отличий. Интересно, что потомки индейцев терена, которые проживают среди кадивеу, говорят исключительно по-португальски в пределах деревни (впрочем, и при общении друг с другом они не используют язык терена). Однако, несмотря на то, что они не говорят на языке кадивеу, они прекрасно понимают этот язык.  

Расселение

Испанские колонисты использовали название мбайя (термин, вероятно, происходит из языка тупи) для гуайкуру (также тупи по происхождению), потомками которых являются индейцы кадивеу. Образовавшись на западном берегу реки Парагвай, группа мбайя пересекла реку и обосновалась на восточном берегу примерно в семнадцатом столетии. В связи с давлением, оказываемым колонистами, они переселились дальше на север, а те из них, кто к тому моменту еще не мигрировал на восточный берег, сделали это в конце восемнадцатого столетия. В тот период их территория охватывала горный хребет между реками Парана и Парагвай и тянулась к северу до восемнадцатой параллели.  

Общество мбайя было разделено на несколько групп, каждая из которых носила специфическое имя, связанное с характеристиками той местности, где она проживала. В восемнадцатом столетии на территории одной из групп мбайя, кадигегодис, протекала небольшая речка с индейским названием Кадигуги. Все свидетельствует в пользу того, что именно представители этой группы и были предками появившихся позднее индейцев кадивеу. Индейцы кадивеу последними переселились на восточный берег реки Парагвай. Они стали единственной группой, дожившей до второй половины девятнадцатого столетия.

Индейцы кадивеу, которых в исторической литературе окрестили «конными индейцами» в связи с тем фактом, что они владели большими табунами лошадей и обладали превосходными навыками верховой езды, сегодня проживают на территории, расположенной в штате Мату-Гросу-ду-Сул, охватывающей земли Пантанала. Естественными границами их территории являются реки Парагвай и Набилеке на западе, нагорьем Сьерра-да-Бодокена на востоке, река Неутака на севере и река Акидаван на юге. Проживают индейцы кадивеу в четырех деревнях. Самая большая из деревень, Бодокена, находится на северо-востоке индейской территории, у подножия Сьерра-да-Бодокена, неподалеку от деревни Кампина, расположенной на нагорье. Деревни Томазиа и Сан-Жуан находятся на юге индейской территории. Основным населением последней деревни являются индейцы терена и потомки киникинау. Некоторые семьи кадивеу также до сих пор проживают в мелких поселениях, расположенных в глуби индейской территории, вдали от основных деревень. Там они содержат небольшие стада домашнего скота.   

Индейская территория кадивеу принадлежит муниципалитету Порту-Муртинью. Ближайший город (Бодокена) к самой крупной индейской деревне находится в шестидесяти километрах от нее. Самым важным же административным центром для индейцев кадивеу является город Кампу-Гранде, расположенный в трехстах десяти километрах от самой крупной деревни. В этом городе находится штаб-квартира FUNAI.  

По данным FUNAI, в 1999-ом году численность индейцев кадивеу, находившихся под юрисдикцией индейского поста Бодокены, достигала более одной тысячи сорока человек, численность населения, закрепленного за индейским постом Сан-Жуан (жители деревень Сан-Жуан и Томазиа) – около пятисот пятидесяти человек.

История контактов

Первые упоминания об индейцах гуайкуру относятся к шестнадцатому столетию. Оставлены они были участниками европейской экспедиции вглубь региона Чако, которая была организована с целью поиска мест добычи драгоценных металлов. Многие группы мбайя с начала восемнадцатого столетия попали под влияние миссионеров. В течение этого столетия и начала следующего контакты с колонистами становились более интенсивными из-за основания военных постов (как португальских, так и испанских) вдоль течения реки Парагвай, которые оспаривали друг у друга право на владение территорией и устанавливали границы владений. Основание городов зачастую сопровождалось конфликтами, но иногда между белыми и индейцами заключались договоры. В 1779-ом году был заключен союз между индейцами мбайя и испанцами, в 1791-ом – между мбайя и португальцами.

Важным событием в истории контактов этих индейцев с неиндейским населением стало участие кадивеу в Парагвайской войне. Об этом событии современные индейцы вспоминают с гордостью. Множество исторических нарративов (рассказов) содержат описание деталей их участия в этой войне, особенно подвигов. Участие в Парагвайской войне воспринимается индейцами кадивеу как неоспоримый аргумент в пользу их права владения своей землей.

Впервые индейская территория кадивеу была признана в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетия. Земля была демаркирована в 1900-ом году, официально границы были признаны в 1903-ем году. Девятого апреля 1931-го года были внесены некоторые изменения в определение границ территории. Проблемы, связанные с земельным владением, были постоянным аспектом истории индейцев кадивеу. Они не забыли попыток чужаков вторгнуться на их земли и связанные с этим конфликты, начавшиеся с приходом двадцатого столетия. Демаркация 1981-го года производилась под все нараставшим давлением со стороны вторженцев, а потому одна из деревень кадивеу, Шателоду, расположенная на нагорье Сьерра-да-Бодокена, оказалась за пределами индейской территории. События конфликтов, произошедших в 1982-ом и 1983-ем годах, были широко освещены в средствах массовой информации.  

Индейцы кадивеу не избежали также и конфликтов с фермерами. Скотоводы начали вторгаться на территорию индейцев кадивеу около шестидесяти лет назад (первое вторжение зафиксировано в 1952-ом году). С конца пятидесятых годов скотоводы начали занимать индейскую территорию с официального разрешения Serviço de Proteção ao Índio (SPI, Службы по защите прав индейцев, предшествующей FUNAI организации). Эта оккупация внесла значительные изменения во владение индейцами их землей. В начале девяностых годов двадцатого столетия на территории кадивеу располагалось восемьдесят девять ферм, разбросанных почти по всей индейской земле. Сами индейцы оказались зажаты на небольших участках вокруг своих деревень.  

Социальная и политическая организация

В прошлом группы мбайя разделялись на толдерии, индейские деревни. Каждая из них состояла из общинного дома и представляла собой самую маленькую политическую и экономическую единицу, объединявшую в себе родственников вождя и пленных. Семьи вождей от рождения были мбайя, сегодня они считаются семьями «чистокровных» кадивеу, или goniwtagodepodi ejiwajigi («наши хозяева-кадивеу», где ejiwajigi является самоназванием). Goniwtagodi или goniwaagodi (варианты мужской и женской речи соответственно) – это термин, с помощью которого индейцы кадивеу обращаются к любому мужчине, включая чужаков. Так же они обращаются и к детям. Все вожди были детьми вождей, включая женщин. Так как число «чистокровных» кадивеу значительно сократилось из-за малой рождаемости, несомненно некоторые пленники принимали участие в продолжении рода, возможно, посредством заключения браков (хотя такой способ не приветствовался). В прошлом, как утверждают кадивеу, хозяева не вступали в брак со своими пленными, однако сегодня невозможно проверить, соответствует ли данное утверждение действительности. Иерархическая дистанция между теми, кто считает себя «чистокровными» кадивеу, и потомками пленников до сих пор существует в обществе. Сегодня лишь две семьи обладают статусом хозяев в деревне Бодокена, и обе они оспаривают политическую власть в группе. Статус пленных хорошо просматривается в ритуальных практиках кадивеу.  

В 1992-ом году индейцы кадивеу из деревни Бодокена проживали в ста десяти домах. В одном доме, как правило, проживает одна нуклеарная семья. Брак матрилокален, то есть после свадьбы супруги поселяются в доме родственников жены. С индейцами терена браки заключаются редко (в последнее время в Бодокене из двадцати восьми браков лишь один заключен с представителем народа терена – не считая браков с теми, среди чьих предков также были индейцы терена).

Политическая власть и принятие решений, отражающих интересы группы, является компетенцией вождей и их советников. Право стать вождем передается по наследству. Сегодня право это признается за старшим праправнуком Маленького Вождя, высокочтимого вождя прошлых времен. Однако в последнее время правила обретения статуса вождя стали более гибкими. «Капитанов» (вождей, касиков) сегодня выбирают в пределах группы. В последние годы период правления вождей сократился, и лидеры стали быстро сменять друг друга. Современные лидеры не всегда принадлежат к «семьям вождей». В таком случае занимаемая ими политическая позиция никак не влияет на их социальный статус. Кандидатуры вождей предлагает совет, состоящий из взрослых и опытных мужчин. Политическая роль молодых вождей столь же прочна, как и более взрослых. Они обретают престиж, в основном, благодаря образованию (у некоторых из них даже имеется диплом об окончании средней школы) и знанию португальского языка, необходимого навыка при переговорах с внешним миром.     

Искусство

Одной из наиболее примечательных форм искусства индейцев кадивеу является их нательные рисунки. Искусные художники покрывают лица точными симметричными орнаментами. Для рисования индейцы кадивеу, как и многие другие, используют краску, получаемую из плодов генипапа. К соку плодов они добавляют растертый уголь. Рисунки наносятся с помощью деревянных или бамбуковых щепок. В прошлом нательные рисунки служили также отличительными признаками знати, воинов и пленных.

Женщины кадивеу изготавливают красивую керамику: вазы различных размеров и форм, тарелки, также различных размеров и глубины, статуэтки животных, украшения для стен. Каждая женщина украшает керамику особыми рисунками из богатого, но ограниченного, набора форм и цветов. Материал для лепки они берут из специальных глинных колодцев. В них содержится глина идеальной консистенции и цвета для изготовления прочной, долговечной керамики. Красители для украшения получают из песков самых различных оттенков. Некоторые детали залакированы с помощью смолы.   

Искусством индейцев кадивеу также являются песни, исполняемые пожилыми женщинами, музыка флейт и барабанов, коллективные танцы.

Нарративы

Войны, целью которых был захват пленных, сформировали основу социальной организации индейцев кадивеу. Память о войнах чтится и по сей день. События давнего прошлого часто всплывают в рассказах индейцев о самих себе, а также служат аргументом при общении с современным неиндейским населением. Идеал воина – источник ценностей, которыми до сих пор направляется течение их жизни. Различные мифы индейцев кадивеу упоминают Godapoagenigi, воинов, что смогли выстоять в тяжелые времена благодаря смелости и физической силе. Богатый репертуар нарративов кадивеу можно разделить на две категории. Одну из них можно назвать «историями, вселяющими трепетный ужас и благоговение», или «священные истории», «истории, порождающие чудеса». Они близки к категории мифов как таковых. Другую группу рассказов составляют «истории о реальных событиях», которые фигурируют как историческое описание событий, таких как войны прошлых лет.

Из «историй, вселяющих благоговение» индейцы кадивеу берут личные имена. Многие из таких мифов являются собственностью семей вождей, а имена, фигурирующие в таких рассказах, могут быть даны потомкам этих семей или их пленников. Многие мифологические протагонисты считаются предками отдельных семей вождей.
   
Некоторые другие нарративы содержат упоминания о мифологических героях, которые считаются предками пленных, чьи потомки могут использовать эти имена. В таких мифах содержатся учения, советы и предписания. Каждый описывает и объясняет какой-либо обычай: акт захвата пленных детей во время военных действий, женскую инициацию, употребление напитков, сваренных их меда, изготовление и применение определенных снадобий, табу, связанные с употреблением пищи. Миф о творении (который также включается в данную категорию) повествует о появлении общества индейцев кадивеу и о том, что отличает их от всех прочих народов, с кем они поддерживают (или поддерживали) контакт. В рассказы, как правило, вплетаются комментарии по поводу последних и взаимоотношений с ними.

Ритуалы

Индейцы кадивеу получают имена при рождении и когда умирает кто-то из родственников. Во время похоронного ритуала родственники покойного обрезают свои волосы. Остриженные волосы любого человека свидетельствуют о его скорби, называемой словом okojege. Старшие женщины, сведущие в этом ритуале, встречаются на похоронах и решают, какое имя лучше всего подойдет скорбящему. Когда кто-то теряет близкого родственника, то имеет возможность принять к себе другого человека независимо от его пола, возраста и степени (или наличия ее) родства, чтобы заполнить пустоту от утраты. Человек, которого приняли к себе в такой ситуации, называется godokogenigi. Ему тоже дается новое имя, а волосы остригаются. Есть и другой способ установления уз родства в качестве «компенсации». Отношения в этом случае устанавливаются между двумя imedi (или imeeti, в случае женщин; слово это переводится как «друг»). Две семьи договариваются сделать по одному ребенку от каждой стороны этим самым imedi, между которыми устанавливаются братские отношения и соответствующее поведение. Отпрыски этих двух «друзей» также будут являться друзьями друг для друга.

Помимо похоронного ритуала у индейцев кадивеу существует также обряд инициации девочек. В течение двух дней юные девушки сидят в затворничестве и соблюдают строгую диету после того, как у них начинается первая менструация. Девушке нельзя касаться ногами земли и глядеть на животных. В разгаре ритуала девушку обмахивают красной тканью, расшитой бусинами и побрякушками. Девушка ложится ничком, а специально выбранная женщина прижимает ее в области повыше почек. Женщину эту очень тщательно выбирает семья девушки, поскольку характеристики ее должны передаться их дочери.

Ритуал ладьи, или Etogo, расценивается самими индейцами кадивеу как самый выразительный ритуал, демонстрирующий их особенность и единение. Последний раз ритуал этот проводился в 1992-ом году, после как минимум пятидесятилетнего перерыва. С тех пор он также не повторялся. Мотивацией для его постановки в 1992-ом году стало желание индейцев продемонстрировать белым, их гостям, ритуал, который наиболее полно бы отражал их самобытность.

Ритуал ладьи длится долго. Он отсылает к событиям Парагвайской войны. Специально для этого ритуала изготавливается тростниковая ладья, к обоим бортам которой крепятся бразильский и парагвайский флаги. Ладья имитирует военные лодки, которые индейцы кадивеу, по их словам, видели в прошлом на реке Парагвай.

Глава ритуала ладьи зовется Maxiotagi, или «мачо». Он играет роль человека из племени шамакоко (хотя сам по происхождению кадивеу). Этот народ в прошлом был основным источником пленных. Его функция на ритуале заключается в руководстве сменами сцен, разворачивающихся во время действа.

По сценарию Maxiotagi слеп, ему помогают Ligecoge, «глаза Мачо», и Lionigawanigi, «малыш». Эти персонажи одеваются в комичные наряды. В ритуале также участвуют делегат, сержант (Jajentege), военные вожди и монахи (Nidikuna). Для всех обязательным правилом во время проведения ритуала является запрет на смех. Если кто-то будет замечен смеющимся, то его накажут либо заключением, либо изъятием части скота, который тут же забьют и приготовят для всех участников ритуала, длящегося несколько дней.

В период проведения ритуала вся рутина в деревне прекращается. Все жители начинают действовать по команде вождя. Во время разворачивания ритуала ладьи всех мужчин в деревне называют солдатами, а женщин – парагвайцами (gaxianaxe). Они же  (женщины) играют роль пленников, захваченных на войне. Для старших женщин отведена специфическая роль. Они хранят в памяти священные песни группы. Эти женщины – единственные люди, которые знают язык священных песен, в то время как молодые мужчины не знают, как переводятся эти тексты. Петь их женщины начинают внезапно, когда происходят важные события. В песнях этих рассказывается об исторических событиях, хранится память о вождях и об их великих подвигах, а также даются комментарии о современных историях, случившихся в связи с описываемыми событиями или объясняющихся космологией индейцев кадивеу. Старшие женщины также поют (или «молятся, умоляют») об освобождении пленных во время проведения ритуала ладьи.

Ритуальные моменты сопровождаются танцами мужчин (nabacenaganaga, или «палкобитием») и женскими танцами под аккомпанемент типичных музыкальных инструментов, флейт (natena) и барабанов (goge), шутками и играми (особенно теми, в которых задействована физическая сила мужчин), выступлениями «шутов» (bobotegi). Группа людей появляется в деревне на ритуале ладьи, придя извне. Перед этим они надевают маски и камуфляж так, чтобы остаться неузнанными, а придя в деревню, танцуют свои странные пляски и пугают детишек, которые осыпают их подарками.

На ритуале ладьи также присутствует Отец, которые проводят крещение, подражая христианским священникам, и изображая ритуалы лечения, такие, какие проводят nijienigi (шаманы кадивеу). Шаман обладает способностью предсказывать будущее с помощью духов, которые направляют его. В результате роль шамана стала фундаментальным аспектом в военных стратегиях прошлого. Шаман также лечит больных. В современных деревнях индейцев кадивеу до сих пор зовут на помощь шамана, если кто-то из жителей заболевает.

Количество показов: 9123
Автор:  Igmu Hanwakhan

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

3
3

19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9222745
1231

Hosts
2611609
384

Visitors
2784725
521
2