Южная Америка/ Бразилия/ Биопиратство и незаконный сбор биологических образцов среди индейцев каритиана и суруи

Южная Америка/ Бразилия/ Биопиратство и незаконный сбор биологических образцов среди индейцев каритиана и суруи

Южная Америка/ Бразилия/ Биопиратство и незаконный сбор биологических образцов среди индейцев каритиана и суруи

Индейцы каритиана и суруи стали жертвами гонки с целью получения выгоды от генетического разнообразия и богатства Амазонии, начавшейся в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия. Дважды организовывались мероприятия по сбору образцов с их тел. События эти оказали заметное влияние на историю индейцев каритиана и их отношение к белым.

В 1996-ом году Рикарду Вентура Сантос и Карлос Коимбра младший, участники конгресса Американской ассоциации специалистов в области физической антропологии, обнаружили, что десять образцов ДНК и клеточных линий индейцев каритиана и суруи были выставлены на продажу институтом Кориэлл (Coriell Cell Repositories, CCR). Генетический материал пятнадцати популяций из различных уголков земного шара и сегодня доступны для покупки на сайте института. Цена на образцы варьируется от пятидесяти пяти долларов США (за образцы ДНК) до восьмидесяти пяти долларов (за культуру клеток). Материал продолжает храниться в главном офисе кампании под ярлыком «Коллекция человеческого разнообразия». Составлена коллекция из образцов, собранных во время работы проекта Human Genome Diversity Project (HGDP). Материал, собранный командой, исследовавшей разнообразие генома человека, значительно пополнил базу различных генетических структур, отражающих разнообразие коренных популяций на всей Земле. Эти новости быстро заполонили газетные страницы в Бразилии и повлекли за собой масштабные дискуссии с участием Funai, Национального конгресса и различных обществ, борющихся за права индейского населения, а также самих индейцев. Как бы то ни было, часть информации, опубликованной в средствах массовой информации, была некорректна, и потому до сих пор остаются сомнения по поводу пути попадания образцов крови к лицам, ответственным за обработку их и выставление на продажу в Интернете.

Все свидетельства говорят в пользу того, что те пять образцов крови индейцев каритиана и пять образцов суруи, проданных компанией CCR, были собраны в 1987-ом году генетиком Фрэнсисом Блэком. В 1991-ом году он опубликовал статью, где и поведал о своей работе. Собранные образцы были переданы на хранение в лаборатории университетов Стенфорда и Йале в Соединенных Штатах Америки, под присмотр доктора Кеннета Кидда.

 Между третьим и тринадцатым июля 1996-го года был произведен второй сбор образцов крови. Тогда британская съемочная группа в сопровождении трех бразильцев запросила разрешение Funai въехать на территорию индейцев каритиана с целью создания документального фильма о «культурной значимости» мапингуари, легендарного монстра, который присутствует в мифологиях многих индейских групп Амазонии. Девятнадцатого сентября того же года индейцы каритиана отправили письмо правительству штата Рондониа с донесением о том, что прибывшая к ним группа бразильцев собрала образцы крови со всех индейцев – как в деревне, так и в Доме индейца в Порту-Велью. Чужаки объяснили, что индейцев «обследуют с целью выявления анемии, глистов и малярии».

Тот факт, что незаконный сбор образцов крови этой командой был произведен в тот же период, когда было объявлено о продаже генетических образцов в интернете, привел к появлению предположения, что кровь, собранная бразильскими докторами в 1996-ом году, была продана организации Coriell Cell Repositories. От института потребовали дать объяснения. Доктор Ричард Малливор, директор института, сообщил, что образцы крови двух индейских групп были переданы в лабораторию исследователем Кеннетом Киддом и что они были собраны «много лет назад антропологами», соблюдавшими все правила, то есть информировавшими о своих действиях доноров и собиравших материал «только с их согласия» (цитаты взяты из материалов расследования случаев пиратства, незаконной продажи амазонских биологических и генетических ресурсов). Кроме того, Малливор утверждал, что образцы не продавались институтом, поскольку институт является некоммерческой организацией. Цены за образцы, указанные на сайте, относились исключительно к стоимости упаковки и доставки их исследователям по всему миру. В сообщении для печати, датированном одиннадцатым июня 1997-го года, британский врач, сопровождавший съемочную группу, сказал в свою защиту, что кровь была собрана в целях предосторожности, из-за плохого состояния здоровья индейцев каритиана и желания помочь группе лабораторными исследованиями собранного материала. Он добавил также, что все собранные материалы были оставлены на хранение в лабораториях Федерального университета штата Пара и не имеют никакого отношения к образцам, продаваемым институтом Кориэлл. По поводу последних врач заявил, что они были собраны в семидесятых годах двадцатого века американскими исследователями с согласия Funai. Также он добавил, что обещанное индейцам каритиана исследование их крови не было произведено из-за отсутствия надлежащих условий для транспортировки и хранения образцов, которые быстро испортились и стали непригодными для анализа.
 
Как бы то ни было, против двух бразильцев, работавших вместе с британской съемочной группой, был начат судебный процесс. От них потребовали выплатить компенсацию индейцам каритиана. Кроме того, любая продажа материалов, собранных среди индейцев исследователями, была запрещена.

После этого происшествия отношение индейцев каритиана к белым ухудшилось. По одной из версий их мифа о Byjyty (внуке Botyj, «великого вождя», бога), который был рассказан двумя информантами на португальском языке в июне 2003-го года, в давние времена этот персонаж жил среди индейцев каритиана. Однажды он предупредил индейцев о том, что вскоре умрет, а после этого вернется в виде большой птицы, которую им не следовало убивать. Так и случилось, он умер, его похоронили в малоке, а дух его возвратился в деревню в виде птицы, которая приземлилась на крышу малоки. Однако индейцы позабыли завет божества и убили птицу. За этот «грех» индейцы были наказаны. Божество навсегда ушло от них и возродилось среди белых. Именно этот божественный внук некогда достал белых со дна «большой воды», из владений Оры, «хозяина вод», брата его деда. Внук передал всю мудрость белым. Если бы индейцы не ошиблись и не убили птицу, то божество навсегда осталось бы с ними, и сегодня они бы владели всеми столь страстно желаемыми вещами и инструментами белых.

Комментарии, которыми индейцы дополняют этот миф, отражают, сколь полны страданиями были для каритиана десятилетия, прожитые бок о бок с белыми. Индейцы также рассказывают множество историй о том, как изобильна была их жизнь до контактов с белыми, и о наступившем после знакомства с чужаками упадке (особенно в связи с демографическим кризисом из-за разразившихся жестоких эпидемий незнакомых болезней). Недавние события воспринимаются индейцами каритиана в свете этих рассказов и представлений.

Этнографы отмечали, что память индейцев каритиана не уходит далеко в прошлое. Поэтому индейцы не помнят подробности событий 1987-го года. Для них тот год попадает во временную категорию «некоторое время назад», стоящую в их сознании между настоящим и недавним прошлым и далекими, мифическими временами. Кое-что о чужаках, собиравших у них кровь в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия, они помнят; о событиях же 1996-го года многие индейцы каритиана рассказывают в подробностях. Они говорят, что в деревню тогда пришли бразильский врач и группа «американцев». Чужаки сообщили, что намереваются собрать кровь индейцев для анализов, после проведения которых им каждый месяц будут высылаться соответствующие медикаменты. В течение двух дней все индейцы, включая детей, появились у дверей местного медпункта. Там у каждого из них взяли образцы крови (по две полные стеклянные ампулы) и заполнили ими две большие коробки. Врачи раздавали детям конфеты, взрослым шоколад, тем самым пытаясь создать атмосферу праздника среди индейцев. Некоторые из каритиана выказали нежелание отдавать свою кровь чужакам, не имея намерения пользоваться в дальнейшем услугами западной медицины. Как бы то ни было, обещания белых так никогда и не были выполнены. Они уехали, забрав образцы крови, а долгожданные медикаменты так и не выслали.

Индейцы с их мифологией считают опасной потерю крови, особенно если эта кровь остается не похороненной (и особенно, если это кровь тех, кто уже умер). Для них очевидна невозможность возвращения крови обратно в тела. Забранная кровь холодная, «мертвая». Кроме того, индейцы опасаются, что белые смешали их кровь с кровью других людей или даже животных, приведенных белыми («собак, скота и ослов»), к которым индейцы относятся неоднозначно. Так что индейцы считают ту кровь «грязной», в противоположность «чистой» крови в жилах живых тел.

В связи с этим индейцы каритиана подняли вопрос о компенсации за «украденную» кровь. В обмен на нее они хотят денег. Узнав, что кровь их была выставлена на продажу, индейцы каритиана задумали получить выгоду от торговли и уладить конфликт между их космологией и «капиталистической космологией».

Незаконный сбор их крови стал для индейцев каритиана оскорблением, связанным с представлениями индейцев о теле и о его должном функционировании. Кроме того, им была нанесена и моральная обида. У индейцев каритиана существует представление о tasoty, «великих людях». Называют их так не из-за физических размеров, а из-за мудрости, способности «мыслить не в одном направлении». Это модель уважаемого человека – он хорошо говорит с людьми, приглашает радушно в свой дом, не лжет и не говорит дурно о других, уважает правила взаимного обращения, очень значимые в группе. Многие белые попадают в эту категорию, поскольку они образованы и много знают. Поэтому индейцы каритиана не сразу поверили в предательство, поскольку никак не могли ожидать такого вероломного поведения от «великих людей», особенно от врачей, при общении с которыми доверие абсолютно необходимо. Нарушение этой этической нормы вызвало в сердцах индейцев негодование и подорвало их и без того хрупкое доверие к белым.

Количество показов: 3413
Автор:  Igmu Hanwakhan

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9174667
261

Hosts
2593847
109

Visitors
2761284
156
0