Карибы/ Куба/ Кубинская железная дорога - ее история и перспективы

Карибы/ Куба/ Кубинская железная дорога - ее история и перспективы

Карибы/ Куба/ Кубинская железная дорога - ее история и перспективы

Еще до изобретения паровоза англичанином Ричардом Тревитиком в мире вовсю пользовались железными дорогами. Правда по рельсам ездили не поезда, а вагонетки, приводимые в движение лошадьми. Однако, ни на Пиренейском полуострове, ни в Латинской Америки такой способ передвижения и транспортировки товаров распространение не получил. В то время, как многие страны мира уже вовсю использовали паровозы, люди, живущие в Испании и Португалии, а также в их колониях в Новом Свете передвигались по старинке — верхом, либо на повозках. Тем временем железнодорожное сообщение играло важную стратегическую и экономическую роль.

Первая дорога в Латинской Америке появилась на Кубе. 12-го октября 1834-го года испанский король Фердинанд Седьмой издал приказ, согласно которому железнодорожная линия должная была соединить Гавану с провинцией Бехукаль. Хотя рельсы нужно было проложить всего лишь на двадцать семь километров, строительство железной дороги затянулось на три года. В то же время инженер Гаспар Бетанкур Сиснерос занимался разработкой специальной вагонетки, которая бы подошла для кубинских рельс. Строительство было завершено в 1837-м году и был запущен первый латиноамериканский поезд. Хотя надо сказать, что поездом в привычном понимании этого слова, изобретение Гаспара Бетанкур Сиснероса было назвать никак нельзя, ведь оно представляло собой небольшого размера вагонетку, приводимую в движение лошадью.

Несмотря на это, власти быстро поняли эффективность железнодорожных перевозок и кубинская рельсовая дорога начала быстро развиваться. Уже к ноябрю 1839-го года она была продлена на семнадцать километров и теперь доходила до Гуинеса. К декабрю 1943-го года железнодорожные пути были проложены в городах Сан-Фелипе и Батабано. С каждым годом рельсовая дорога становились все длиннее и длиннее. Спустя пятнадцать лет после издания приказа королем, на Кубе было построено более ста километров железнодорожных путей. Однако по ним все так же продолжали ездить запряженные лошадьми вагонетки. Первый локомотив на Кубе появился лишь спустя двадцать пять лет после начала прокладывания рельсов — в 1859-м году.

После того, как США одержали победу в Испано-американской войне в 1898-м году, на Кубу прибыл канадский инженер Уильям Ван Хорн, который разработал план по расширению сети железнодорожных путей. В 1902-м году, вся железная дорога перешла во владение частной компании, а Ван Хорн стал одним из главных ее инвесторов. Несколько лет спустя она распалась на три более мелких компании, которые постоянно вели споры и не могли договориться относительно цен и перевозок. В итоге в 1924-м году они все-таки объединились. Так появилась «Консолидированная железная дорога Кубы». Несмотря на эффективность железнодорожных перевозок, во время Второй Мировой Войны, а также в последующие годы, поезда на Кубе не ходили. Это было обусловлено колоссальной нехваткой топлива. Пассажиры и грузы в то время перевозились с помощью автобусов.

Надо заметить, на протяжении всего существования, кубинская железная дорога играла важную роль в развитии страны. Когда Куба была зависимой от США, между островом и материком постоянно осуществлялись поставки различных товаров. Естественно, море поезда своим ходом преодолеть не могли, поэтому с Кубы в Майами была организована паромная переправа для паровозов. Она прекрасно функционировала вплоть до революции. Кстати говоря, с железной дорогой связана одна из решающих битв кубинской революции. В конце декабря 1958-го года повстанческая армия приблизилась к Санта-Кларе. Когда революционеры подошли к городу вплотную, Фульхенсио Батиста приказал послать в Санта-Клару бронепоезд, для пополнения боеприпасов, оружия и снаряжения. Он должен был пройти вдоль холма Капиро, который находится на северо-восточной стороне города. В этой области развернулись войска противника, но повстанцы хотели во что бы то ни стало взять бронепоезд.

 Для того, чтобы выполнить сию миссию, Че Гевара снарядил так называемую «команду смертников», вооруженную ручными гранатами. Однако, на удивление, бои не продолжались долго — защитники холма довольно быстро отступили к центру города. Вместе с ними был отведен и бронепоезд. В самой Санта-Кларе произошла серия стычек между второй колонной революционеров, которой командовал Роландо Кубелы и правительственным войсками. В арсенале повстанцев было не так уж много оружия, но их поддерживало местное население, которое поставляло им бутылки с зажигательной смесью. У правительственных войск была поддержка авиации, танков и снайперов, но они не смогли противостоять натиску Кубелы.

Однако, бронепоезд был все еще не захвачен. Че Гевара, который прекрасно понимал всю важность этой задачи, решил использовать тракторы, находившиеся в распоряжении сельскохозяйственного факультета местного университета. С помощью них удалось поднять рельсы. В результате этого, бронепоезд, пытающийся вывезти войска с холма Капиро, сошел с железнодорожных путей. Поняв, что обречены, офицеры находившиеся в бронепоезде, решили сдаться. Впрочем и рядовые солдаты не пожелали воевать, их моральный дух был настолько низок, что они не то, что бороться с революционерами не захотели, а приняли поражение с радостью. Так бронепоезд оказался в руках повстанцев, в итоге их армия пополнилась важными боеприпасами, а находившиеся в нем триста пятьдесят офицеров и рядовых были взяты в плен. Считается, что захват бронепоезда и битва при Санта-Кларе сыграли решающую роль в кубинской революции. И судя по тому, что Батиста бежал спустя двенадцать часов после взятия города, это действительно так.

После победы повстанцев, в 1959-м году Фидель Кастро путем национализации частного сектора основал государственную компанию железнодорожных перевозок. С того момента она стала называться «Национальная железная дорога Кубы», кстати именно это официальное название она носит по сей день. Цены на перевозки теперь стали фиксированы, и их устанавливало государство, так, что пассажирам не нужно было волноваться по поводу  высокой стоимости поездок. Однако все было не так радужно. Вскоре США ввело эмбарго против Кубы и правительству стало очень сложно приобрести новые подвижные составы. Вплоть до середины шестидесятых, все перевозки на Кубе производились очень старыми, практически разваливающимися поездами. Как ни странно, но купить новые локомотивы помогли «Британские железные дороги». Несмотря на это, вскоре страны западного блока выдвинули Кубе ряд политических условий на которых будут осуществляться поставки, а это, разумеется, не могло понравиться Фиделю Кастро.

В 1972-м году Куба вошла в Совет Экономической Взаимопомощи, в котором состоял Советский Союз и некоторые страны Восточной Европы. Этот новый торгово-экономический статус Кубы позволял острову приобрести многие необходимые товары (в том числе и железнодорожное оборудование) на льготных условиях, без оплаты в твердой валюте на международных рынках. Куба смогла получить находившиеся в эксплуатации поезда, и даже новые локомотивы из дружественных стран не поддерживающих эмбарго. Однако эта практика закончилась с распадом СССР. В девяностые основным поставщиком локомотивов на Кубу стал Китай. Со смягчением режима Фиделя Кастро, торговать с островом стала Франция и Канада, которые также поставляли Кубе «подержанные» поезда.

Во второй половине двухтысячных, когда был создан альянс между Уго Чавесом и Раулем Кастро, Банк социально-экономического развития Венесуэлы(BANDES) согласился выделить Кубе сто миллионов американских долларов для закупки новых локомотивов, а также на развитие и ремонт железнодорожной инфраструктуры. Произошло это в конце сентября 2007-го года. После этого кубинским правительством было закуплено пятьсот пятьдесят пассажирских и грузовых вагонов, произведенных иранской компанией «Wagon Pars». В данный момент ведется широкомасштабный ремонт железнодорожной сети, ведь по действующим путям поезда могут ходить лишь с максимальной скоростью в сорок километров в час. Также в мае 2010-го года кубинские власти заявили о том, что планируют купить новый подвижной состав, и открыть четыре центра подготовки работников железнодорожного транспорта.

В настоящий момент на Кубе проложено четыре тысячи двести два километра железнодорожных путей, двести сорок километров из которых электрифицировано. Рельсы проходят по стандартной колее в тысячу четыреста тридцать пять миллиметров и соединяют город Гуан, который находится на западной стороне острова, с бухтой Гуантанамо на восточной стороне. Невзирая на то, что в последнее время на Кубе широко развит туризм, подавляющее большинство локомотивов используются для перевозок товаров и топлива, пассажирам же отведены немногочисленные электрички и старинные поезда. Кстати говоря, один из самых популярных среди туристов железнодорожных маршрутов, так называемый «Херши». По сути дела это электрифицированная железная дорога из Гаваны в провинцию Матансас. В 1916-м году компания «Hershey» купила в Матансасе плантации сахарного тростника. Для облегчения перевозки рабочих и готовой продукции, компания построила электрифицированную железную дорогу по которой ходили электрички. Прошло уже почти сто лет, но эта пригородная служба, работает на Кубе до сих пор. Более того, на станциях стоит оригинальное оборудование.

Сегодня реестр «Национальной железной дороги Кубы» насчитывает несколько тепловозов. В основном это старые поезда моделей TE114K, TEM2TK и TEM4, привезенные еще из СССР в семидесятых годах. Есть также пассажирские дизельные поезда типа BR 771 BR 971 ,BR 772 и BR 972, также очень давно импортированные из ГДР. Они были выведены из эксплуатации в Европе еще в начале двухтысячных, а на Кубе до сих пор успешно перевозят пассажиров. В 1999-м году «Канадская железная дорога» продала Кубе тепловоз GMD1, последняя серия которых вышла из сборочного цеха еще в далеком 1960-м году. Интересно, что эксплуатируются на Кубе и американские поезда, правда прибыли они не прямиком из США, а были куплены у Мексики, в которую локомотивы, также, попадали отнюдь не новыми.

Несмотря на то, что рельсовая дорога, построенная на Кубе стала первыми железнодорожными путями в Латинской Америке, сегодня она далека от прогресса. Как уже было замечено ранее, кубинские поезда — старые модели, вышедшие из эксплуатации в других странах. Кроме того, в плачевном состоянии находится и само железнодорожное полотно. Даже после широкомасштабного ремонта, максимальная скорость с которой смогут ходить поезда не будет превышать ста километров в час. С полной уверенностью можно сказать, что железная дорога Кубы до сих пор находится в упадке, который начался еще во время Второй Мировой Войны. Поэтому, к сожалению, современные высокоскоростные поезда, легко развивающие скорость в четыреста километров в час, на Кубе будут ходить еще не скоро..

Количество показов: 20432
Автор:  Светлана Баранова

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9225692
631

Hosts
2612964
337

Visitors
2786398
446
2