Южная Америка/ Центральная Америка/ Энкомьенда или как конкистадоры землю делили

Южная Америка/ Центральная Америка/ Энкомьенда или как конкистадоры землю делили

Южная Америка/ Центральная Америка/ Энкомьенда или как конкистадоры землю делили

Система энкомьенд была установлена вследствие нужды колонистов в индейском труде и в последствии стала самой разрушительной системой в истории Испанской Америки.

Когда испанцы прибыли в Новый Свет, они принесли с собой свои обычаи и традиции из старой Испании. Одной из таких традиций, являющейся обычной и повсеместно распространенной практикой в Западной Европе, был насильственный труд. В Испании такую систему называли словом энкомьенда. Энкомьенда подразумевала использование индейского труда во владениях испанцев в Новом Свете. Вскоре энкомьенда укрепилась во всех уголках Южной и Центральной Америки. Несмотря на то, что система эта внедрялась с целью заботы о коренных американцах и оказания помощи им, энкомьенда стала самой разрушительной системой в колониях Новой Испании.

Испанцы использовали религию для того, чтобы оправдать свое господство над коренными народами Америки. Конкистадоры утверждали, что они обращают коренных американцев в католическую веру, поскольку этого хочет сам Бог. Согласно Бургосским законам, каждый энкомендеро, который владел более чем пятидесятью коренными американцами, должен был обучить одного индейского мальчика чтению, письму и религиозной доктрине, чтобы тот, в свою очередь, научил этим вещам своих собратьев. Исследователь Майкл Басбин писал: «Некоторые из поселений коренных жителей были даже поделены территориально на приходы, в каждом из которых был свой священник и здание церкви, где индейцев обращали в истинную, христианскую веру». «Но этот метод быстро перехватили энкомендеро, которым он давал большие возможности для эксплуатации труда индейцев и использования их рабочих рук в своих целях», – утверждает исследовательница Мередит Скотт.

Необходимость обратить коренное население в христианство для испанцев была не единственной причиной для насаждения системы энкомьенд.  Представление о том, что коренные американцы были несведущими дикарями, неспособными жить христианской жизнью, использовать деньги и торговать, разжигало желание испанцев насадить систему энкомьенд. Испанцы полагали, что индейцы нуждались в одежде, образовании и обучению слову Божьему. Если их предоставить самим себе, они не смогут общаться с испанцами в сфере торговли и производства, а тем самым разрушат экономику Новой Испании.

Король Испании Фердинанд и королева Изабелла издали указ о том, что всем энкомендеро запрещается дурно обходиться с индейцами. В то же время они поощряли энкомендеро и давали им право склонять коренных жителей к отказу от их языческих верований и традиций.

Несмотря на то, что на каждом энкомендеро лежала ответственность за индейцев на его землях, коренных американцев каждый раз давали ему всего на два или три года. Энкомендеро должны были выплачивать некоторую сумму своим индейцам за работу, поддерживать их и снабжать провизией, необходимой для жизни. Католические монархи даже поощряли браки, заключаемые между испанцами и коренными американцами для полной ассимиляции последних и растворению их в культуре испанского общества.

Однако конкистадоры проигнорировали указы короля и королевы. Испанские колонисты жаждали нажить богатство, не прилагая к этому особых усилий. Каждый испанец, который прибывал в Новый Свет, ожидал, что получит во владение земельный участок с индейцами, которые будут выполнять всю работу для него. Коренные жители были полностью лишены прав, так как рассматривались чужаками-энкомендеро как средство получения быстрой и легкой наживы.

Энкомендеро требовали от коренных американцев плату в обмен на ту провизию, которую чужаки выдавали местным жителям. Индейцев заставляли работать днем и ночью, платя очень мало за это или же вовсе ничего не давая взамен. По словам Майкла Басбина, это вскоре приводило к смерти угнетенных индейцев. Такое злоупотребление трудом индейцев продолжалось в течение нескольких лет подряд и привело к значительному сокращению коренного населения в Испанской Америке. Лишь во второй половине шестнадцатого столетия испанская корона, наконец, предприняла действия против разрушения и угнетения испанскими энкомендеро коренного населения на заморских колониальных землях.

Энкомьенда была системой, которую внедряло испанское правительство в период колонизации Америк для использования и регулирования труда коренного населения. Король даровал какому-либо человеку определённое число коренных жителей Америки, за которых этот человек становился ответственен. Теоретически, получатель такого дара должен был защищать вверенных ему коренных американцев от нападений враждебных индейских племен, обучать их испанскому языку и католической вере. В обмен на это они могли получать выгоду от коренных жителей в виде труда, золота или прочих ресурсов и  продуктов. Но на деле разница между энкомьендой и обычным рабством была невелика. Коренных американцев заставляли выполнять тяжелую работу и жестоко наказывали и даже убивали, если те пытались сопротивляться.

В каком-то смысле энкомьенда продолжила систему, существовавшую в бывшей империи инков (и даже традицию до инков) и предполагавшую получение прибыли в форме труда.

Слова энкомьенда и энкомендеро происходят от глагола энкомендар, «поручать». Энкомьенда была основана на похожих предписаниях реконкисты, когда аделантадо (испанским конкистадорам, направляемым королем) давалось право собирать дань с мусульман или прочих крестьян на завоёванных территориях. Энкомьенда отличалась от института, распространенного на Пиренейском полуострове, так как энкомендеро не владел той землей, на которой жили индейцы. Земли продолжали принадлежать коренным американцам. Это право формально защищалось кастильской короной, поскольку ей отошло большинство административных прав на новых землях в начале конкисты. Энкомьенда была официально отменена в 1720-ом году, но свою эффективность утратила гораздо раньше. Во многих регионах от этой системы отказались в пользу других форм использования труда. Но в некоторых районах такая квази-феодальная система сохранилась. В Мексике, например, она просуществовала до конституциональных реформ после мексиканской революции, когда, наконец, энкомьенда была ликвидирована и эхидо (совместное владение землей индейцами) вновь вернулось к жизни.

Энкомьенды, как правило, жаловали конкистадорам и солдатам, но также и женщинам и знатным людям среди коренных американцев. Например, донье Марине и дочерям Монтесумы были пожалованы обширные энкомьенды в качестве приданого. Марионеточным правителям империи инков, назначенных после конкисты, также доставались энкомьенды. Система энкомьенд служила для определения статуса индейских популяций – коренные жители были свободными людьми, не рабами и не слугами. Конкистадоры брали на себя опеку над завоеванными коренными народами. Энкомьенда была необходима испанскому правительству, чтобы установить контроль над Северной, Центральной и Южной Америкой в первые десятилетия после завоевания. Это был первый организационный закон, установленный на континенте, где царили болезни, войны и беспорядки. Конкистадоры-поселенцы знали, каковы восставшие вожди индейцев в ярости, а путешественники, исследователи и монахи нет. Изначально система энкомьенд была разработана для удовлетворения нужд ранних земледельческих экономических образований в Карибском регионе. Позднее энкомьенда была заимствована горнодобывающими предприятиями Перу. Энкомьенда царила в регионе с начала шестнадцатого столетия до семнадцатого века.

На Филиппинах энкомьенда жаловалась также местным представителям знати (принсипалиа) по закону, изданному Филиппом Вторым одиннадцатого июня 1594-го года.

В 1503-ем году энкомьенда начала назначаться королевской короной солдатам, конкистадорам и чиновникам. Опорой энкомьенд служило и то, кто корона сгоняла индейцев в маленькие поселения, называемые редуксионес (что с испанского языка переводится как «сокращение»), из-за сокращения численности населения. В каждом таком поселении редуксион был вождь из коренных индейцев, который отвечал за организацию труда в своем сообществе. Энкомьенда напрямую не давала людям земли, но косвенно помогала поселенцам их заполучить. Энкомендеро хорошо изучали местность, им в руки попадал контроль над землями, принадлежащими индейцам, в рамках предоставляемой опеки. Контроль осуществлялся законными или незаконными способами. Поначалу предполагалось, что энкомендеро и лишь один его наследник (одно поколение) будут получать доход от энкомьенды. Однако это условие редко соблюдалось, особенно если наследники оказывали услуги испанской короне. Энкомьенда завершила своё легальное существование в 1720-ом году, когда правительство предприняло новую попытку искоренить этот институт. С того года все энкомендеро были обязаны оплачивать труд своих оставшихся рабочих.

Энкомьенда стала очень коррумпированной и жестокой. Вблизи Ла-Консептион, к северу от Санто Доминго, аделантадо (военный испанский титул) Сантьяго услышал слухи о том, что армия в пятнадцать тысяч человек собирается поднять восстание. Узнав об этом, аделантадо схватил участвовавших в заговоре вождей и повесил большинство из них.  Позднее вождь народа таино Гуарионеш опустошил округу, пока объединённая испанско-индейская армия численностью около трёх тысяч девяноста человек не разбила силы коренных американцев, собравшихся под его командованием. Несмотря на то, что индейцы ожидали от испанцев защиты от воинственных племен, они сами присоединялись к европейским силам и своей ожесточенностью помогли испанцам разобраться в окружающей обстановке и подавить мятежи.

Изначально планировалось, что даруемые двум поколениям какой-либо семьи энкомьенды должны были возвращаться во владение королевской короне по завершению срока, однако это постановление часто просто игнорировалось. В 1574-ом году наместник короля в Перу, Диего Лопес де Веласко, провёл осмотр энкомьенд и выяснил, что в Новом Свете на тот момент проживало около тридцати двух тысяч испанских семей, четыре тысячи из которых были владельцами энкомьенд. Около полутора миллиона коренных американцев выплачивали дань, а кроме них были ещё пять миллионов «цивилизованных» индейцев.

В Америке, особенно в шестнадцатом веке, стало популярным выражение «sin indios no hay Indias» (что в переводе означает «без индейцев не было бы Индий», то есть Америк). Оно подчёркивало экономическую важность такого труда по договору, который оказывался даже более значим, чем драгоценные металлы и прочие природные ресурсы сами по себе.    

Падение системы энкомьенд началось уже в 1510-ом году, когда доминиканские миссионеры начали протестовать против плохого обращения испанских колонистов с местными, коренными жителями. Острые стычки между владельцем энкомьенды по имени Валенсуэла и местным вождём Энрикильо отражали обычные взаимоотношения между коренными жителями и чужаками, стремившимися насадить новую систему. В 1538-ом году император Чарльз Пятый осознал всю серьёзность восстания индейцев таино и внёс изменения в политику использования труда коренных американцев. Согласно точке зрения Бартоломе де Лас Касаса, мирный договор между индейцами таино и испанцами был в конце концов нарушен через четыре года или пять лет. Королевская власть также предприняла ещё две неудачные попытки прекратить произвол владельцев энкомьенд, с помощью Бургосских законов и Нового закона об индейцах. На деле эти законы оказались только на руку местным властям.

Священник острова Гаити и бывший владелец энкомьенды, Бартоломе да Лас Касас, пересмотрел свои взгляды на жизнь после того, как стал очевидцем различных бесчинств по отношению к индейцам. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы писать о сложившейся ситуации и убеждать правительство устранить систему энкомьенд, которая, как он полагал, систематически превращала коренных жителей Нового Света в рабов. Лас Касас принял участие в важных прениях, где он настаивал на принятии новых законов и искоренению системы энкомьенд. Бургосские законы (1512-1513-го годов) и Новый закон об индейцах (1542-го года) потерпели крах перед лицом колониальной оппозиции. Когда Бласко Нуньес Вела, первый наместник короля в Перу, попытался добиться принятия Новых законов, которые предполагали частичное разрушение системы энкомьенд, многие владельцы энкомьенд не пожелали принять их и восстали против Нуньеса Велы.

Как бы то ни было, позднее, начиная с середины шестнадцатого века, энкомьенда была вытеснена новой системой, репартимьенто.

Репартимьенто, или распределение земель, товаров, работников и всего остального между колонистами, также как и энкомьенда, поддерживалось правительством Испании. Кроме того, появились асьенды, крупные поместья, рабочих для которых набирали владельцы имений самостоятельно. Как и энкомьенда, репартимьенто не даровало кому-либо землю, а только работников среди коренных жителей. Эти индейцы-работники принадлежали правительству Испании, которое, посредством местных властей, даровало их поселенцам на определённый срок (обычно на несколько недель). Репартимьенто было попыткой сократить злоупотребление трудом индейцев. Численность коренных жителей значительно сократилась, а сельское хозяйство вытеснило горнодобывающую промышленность в семнадцатом столетии. Асьенды стали развиваться, поскольку владение землёй стало более выгодным, нежели владение индейской рабочей силой.

Энкомьенда была основана на этническом самосознании представителей племён. Метисы, например, не становились работниками на энкомьендах. Это сподвигло многих америндов вступать в браки с представителями других народов (в первую очередь, с испанцами), чтобы их потомки избежали рабского труда. Таким образом энкомьенда ослабила этническое самосознание коренных американцев.

Репартимьенто

Репартимьенто представляло собой систему колониального принудительного труда, насаждаемую среди индейцев Южной Америки и на Филиппинах. В целом, система репартимьенто была аналогична прочим системам, основанным на получении оброка в виде дани или труда. Она была похожа на местную систему империи инков, называемую словом на языке кечуа мита. В рамках этой системы коренные жители должны были выполнять низкооплачиваемый или не оплачиваемый вовсе труд в течение определённого количества недель или месяцев каждый год во владениях испанцев – на фермах, копях, в мастерских и на общественных работах. В 1542-ом году вместе с Новыми законами было решено заменить систему энкомьенд, в рамках которой уже стало очевидным превышение власти, злоупотребление бесплатным трудом индейцев и негуманное поведение европейцев. Система репартимьенто не предполагала рабства, поскольку работники не принадлежали кому-либо, кроме себя самих. Они были свободны во многих аспектах, кроме распределения труда, который шёл посменно. Однако условия труда были поистине рабскими во многих регионах, особенно на серебряных копях шестнадцатого века в Перу. В первые десятилетия колонизации Карибского региона понятия энкомьенда и репартимьенто часто путали.

Репартимьенто выместила систему энкомьенд повсеместно на землях вице-королевства Новая Испания к началу семнадцатого столетия. В Перу энкомьенда просуществовала дольше. Для обозначения репартимьенто там часто использовалось слово из языка кечуа, мита. Бывали и ситуации, когда репартимьенто и энкомьенда сосуществовали вместе.

Конкистадорам, а позднее испанским поселенцам или чиновникам, на время даровалось определённое число работников, набранных среди коренных американцев, которыми они управляли. Труд индейцев использовался на фермах и копях, а на Филиппинах также и на судостроительных верфях для постройки галеонов. Распределением (репарто) работников занимался алькаде майор, местный городской судья. Жители индейских деревень, расположенных вблизи поселений испанцев, обязаны были отправлять к чужакам определённое число своих соплеменников (около двух-четырёх процентов) для выполнения работ на полях, постройки домов, улиц и прочих работ. Сокращение численности индейского населения вследствие европейских болезней, таких как корь, грипп, оспа и тиф, против которых у коренных жителей Нового Света не было иммунитета, а также из-за дезертирства работников с рабочих мест привели к разрушению системы энкомьенд и образованию частных земельных владении, асьенд. Многие коренные жители Америки избежали вовлечения в систему энкомьенд и репартимьенто, покинув свои родные деревни. Некоторые становились наёмными работниками, другие подписывали контракты (асьенты) на шесть месяцев каждый год. В течение этого времени работникам платили зарплату за их труды (что отнюдь не одобрялось королевской властью Испании). Бывало много случаев, когда наёмные работники и работники системы репартимьенто работали бок о бок на одних и тех же фермах, копях, асьендах и в мастерских.

Редуксионес

Редуксионес де индиос, или просто редуксионес – так назывались поселения, основанные испанскими колонистами в Новом Свете с целью приобщения индейцев к европейской культуре и религии. Почти с самого начала заселения новых земель Америк испанское правительство было заинтересовано в строительстве индейских городов. В документах той эпохи (например, в Наказах Овандо 1501-го года, Бургосских законах 1512-го, Новых законах 1542-го) можно проследить линию развития этого интереса правительства. В Наказах Овандо, например, королевская корона повелевает индейцам селиться в испанских городах (способствуя тотальной ассимиляции коренного населения). Бургосские законы (первый испанский свод законов в Новом Свете) велели энкомендеро просвещать индейцев и обучать их христианской вере. Для этого индейцы должны были жить недалеко от испанских поселений – чтобы обращение в христианскую веру было непрерывным процессом, чтобы индейцы ходили в церковь в надлежащие дни, слушали мессу и божье слово и наблюдали за тем, как живут испанцы.

Как бы то ни было, недостойное поведение энкомендеро и евангелистский характер испанского государства (которое оправдывало своё право на обладание землями и жителями этих земель Нового Света стремлением римской церкви обратить индейцев в истинную веру) подталкивало миссионеров к улучшению организации миссионерской деятельности. Для достижения этой цели необходимо было сконцентрировать индейское население в городах и сёлах, основанных по испанским образцам (в случае, если эти населенные пункты находились вдали от испанского населения). Правительство Испании обеспечивало защиту индейских популяций и собирало дань с местных жителей. Чтобы сбор дани был эффективным, поселения индейцев должны были быть не разбросанными по территории, а сконцентрированными. Таким образом, причины концентрирования населения в городах были не только религиозными, но и демографическими, экономическими и политическими.

Эффективная организация редуксионес началась в 1531-ом году. В каждом таком поселении, редуксион де индиос, должна была быть построена церковь, в которой служил священник. Индейцы же обязаны были обеспечивать его всем необходимым. Управление в таких населённых пунктах было коммунальным, и все ресурсы, в том числе земельные, принадлежали всему этому сообществу.  

Большинство таких пунктов концентрации населения входили в состав владений испанской короны, но некоторые принадлежали отдельным людям в рамках системы энкомьенд. Совокупность населённых пунктов, что входили в состав владений испанского правительства, называлась коррехименто и управлялась коррехидором, или губернатором. Из-за такого положения дел значительно выросла коррупция, так как пост губернатора покупался, что влекло за собой случаи вымогательства.

Францисканцы и иезуиты тоже основывали поселения с концентрацией индейского населения, в основном, на территории вице-королевства Новая Испания. Такие поселения успешно развивались, особенно в Парагвае. Однако слишком активное вмешательство чужаков в жизнь коренного населения привёло к резкому сокращению последнего, поставив под угрозу само его существование.

Асьенда

Асьенда в переводе с испанского языка означает «имение». Некоторые асьенды представляли собой плантации, копи или даже промышленные предприятия. Многие асьенды сочетали в себе несколько видов производственной деятельности. Система асьенд в Аргентине, части Бразилии, в Чили, Мексике и Новой Гранаде представляла собой обширные земельные владения. В Бразилии такие владения назывались португальским словом фазенда. Асьенды и фазенды стремились к полной самостоятельности.

Произошли асьенды от дарованных земельных наделов, которые получали, в основном, конкистадоры. Зародилась эта система в Мексике в 1529-ом году, когда испанская корона даровала Эрнану Кортесу титул маркиза долины Оахака на территории современного мексиканского штата Морелос. Кроме того, Кортесу пожаловали также и энкомьенду, то есть отдали в дар коренных американцев, проживавших на той земле, и власть над жизнью и смертью любого человека во владениях знаменитого испанца.

В Испанской Америке владельца асьенды называли асендадо, что в переводе с испанского означает «помещик», или патроном. Работников называли кампесинос (крестьяне), пеонес (батраки) или гаучо (конные скотоводы, пастухи). Батраки работали на земле, принадлежащей патрону. Крестьяне работали на своих участках и обязаны были отдавать часть урожая патрону. Экономика восемнадцатого столетия представляла собой систему товарообмена с небольшой долей денежных средств, бывших в обращении внутри асьенд. В асьендах не было областных судов. Разведение скота было основным занятием на асьендах-ранчо. Если на территории асьенды были копи, как, например, в Мексике, то патрон мог быть баснословно богат.

Католической церкви, особенно иезуитской, отводились обширные асьенды. В Мексике и прочих латиноамериканских странах это вызвало враждебный настрой населения по отношению к церкви и привело к возникновению конфликтов.

В Южной Америке система асьенд сохранилась после развала колониальной системы в начале девятнадцатого столетия. В некоторых местах, таких, как, например, Санто-Доминго, падение колониального режима привёл к тому, что обширные земельные владения были поделены на миллионы мелких фермерских хозяйств. Произошла аграрная революция. В Аргентине и прочих странах это привело к обеднению сельского населения.
 
В большей части Латинской Америки сохранились старинные владения. В Мексике система асьенд была устранена по закону 1917-ого года в ходе революции, но остатки системы заметны в Мексике и сегодня. В сельской местности богатые люди порой ведут себя подобно владельцам асьенд, хотя их богатство сегодня далеко не так велико, как у промышленных предприятий.

Асьенды были широко распространены в Боливии до революции 1952-го года, когда Виктор Пас Эстенссоро запустил широкую программу по распределению земель в рамках аграрной реформы.

В Перу асьенды существовали до аграрной реформы 1969-го года, учреждённой Хуаном Веласко Альварадо, который отнял земли у помещиков и распределил их между крестьянами. Сегодня асьенды часто изображают в кино, например, в сериале «Рабыня Изаура» или в фильме «Зорро».

Количество показов: 4056
Автор:  Igmu Hanwakhan

Возврат к списку


Материалы по теме:


Латинская АмерикаНовости Регионов





Статьи о Латинской Америке

Каким был прошедший 2013 год для Латинской Америки? Крайне неоднозначным и богатым на важные события. Причем многие процессы, начавшиеся в прошлом году, в значительной мере повлияют на будущее латиноамериканского региона...
Латинская Америка/ Итоги 2013 года во внутренней и внешней жизни Латинской Америки
Река Урубамба имеет колоссальное значение для Перу. Она не только питает своими водами сразу несколько обширных областей, но и привлекает туристов, ведь на ее берегах можно увидеть массу интересных достопримечательностей...
Южная Америка/ Перу/ Достопримечательности реки Урубамба
Альпаргаты — очень удобная латиноамериканская обувь, нечто среднее между тапочками и сандалиями. Наверняка вы не раз видели такие туфли жарким летом или во время отпуска. Сегодня альпаргаты остаются весьма популярными в Латинской Америке и при этом их львиная доля производится двумя компаниями...
Латинская Америка/ Альпаргаты — обувь в которой ходит вся Латинская Америка
Ная Ривера — талантливая актриса и певица, у которой латиноамериканские корни. Ее великолепная внешность и столь же яркий талант позволили ей стать звездой первой величины, снявшись в роли Сантаны Лопес в сериале «Хор»...
Северная Америка/ США/ Звезда сериала Хор - Ная Ривера
Мерседес Соса — поистине уникальная личность. Эту певицу обожала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка, не зря ее даже неоднократно называли голосом этого региона...
Южная Америка/ Аргентина/ Мерседес Соса — голос Латинской Америки
Конечно же, в Мексике, как и во всем мире, будут наблюдать за событиями, происходящими на предстоящих Олимпийских играх. А вот транслировать их будут далеко не все телеканалы, договор на показ Олимпиады есть только у трех из них...
Северная Америка/ Мексика/ Мексиканские телеканалы, которые будут транслировать Олимпийские игры в Сочи
Тринидад и Тобаго — не просто островное государство в Карибском море, на самом деле эта страна намного большее. В ней есть множество интересных вещей и большинство из них вы наверняка не знали...
Карибы/ Тринидад и Тобаго/ Двенадцать интересных фактов о Тринидаде и Тобаго, о которых вы не догадывались
Кто не знает мотивы знаменитой песни «La Bamba», а ведь ее исполнитель Трини Лопес в России не так широко известен. Тем временем в остальном мире его любят и считают одним из музыкантов, возродивших интерес к латиноамериканской музыке...
Северная Америка/ США/ Трини Лопес — знаменитый американский певец

Авторизация, Случайное фото, Топ Групп

Панама начинается здесь
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


19.06.10 7:39 AM Коста-Рика
Всё о Коста-Рике
Участников: 3
Тема: Центральная Америка
21.09.09 4:30 AM Боливия
Всё о Боливии
Участников: 2
Тема: Южная Америка

Все группы


Hits
9225691
630

Hosts
2612963
336

Visitors
2786397
445
1